Виктор Милитарев: Бессмертный полк Братского кладбища.
БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ ВОИНОВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И МЕМОРИАЛЫ НА СОКОЛЕ. :: Ваша первая категория :: Мемориалы героям и жертвам Первой мировой и Гражданской войн на Братском кладбище, некрополи у Храма Всех Святых и на кладбище "Арбатец".
Страница 1 из 1
Виктор Милитарев: Бессмертный полк Братского кладбища.
Интернет-издание "Свободная пресса" - ссылка на источник.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие как часовые.
Главным событием этого года, пожалуй, не менее значимым для нашего будущего, чем воссоединение Крыма, стало празднование 70-летнего юбилея Великой Победы. Многое тут сошлось воедино. И практически всенародное чувство солидарности потомков победителей, и внушительная демонстрация военной мощи на глазах преображающейся России, и столь же явственная демонстрация рождения нового глобального геополитического центра, альтернативного гегемонии союза США, Европы и Японии.
Но главным событием этого праздника, безусловно, явились шествия Бессмертного полка по всей России. И мы все почувствовали это со всей возможной определенностью. Так же, как почувствовали в прошлом году всенародную радость от воссоединения Крыма. В течение одного года, не знаю, бывало ли такое раньше в нашей истории, мы уже второй раз услышали голос самой Русской земли. Голос русского народа как мистической целостности, охватывающей в своем единстве ныне живущих с их мертвыми предками и еще не родившимися потомками.
Это пережитое нами совершенно фантастическое чувство почти не имеет аналогов. Вспоминаются разве что пьесы Габриэля Марселя, в которых дорогие покойники спокойно приходят в дом к своим ныне живущим родным и любимым и ведут с ними неспешные разговоры. Или, если взять уж совсем попсовый пример, многочисленные американские фильмы об общении живых с умершими, такие как «Привидение».
А если брать аналогии еще более мистические, то вспоминаются чудесные явления Божией Матери в Фатиме и Зейтуне или явления Ее чудотворных икон Владимирской и Казанской в давние времена.
И, кстати, рассказывают, что сама идея шествия Бессмертного полка пришла в голову ее автору во сне накануне 9 мая 2007 года, когда он увидел шествие жителей своего города с портретами погибших на войне предков. Не имею доказательств того, правда ли это, но мне лично такое мистическое откровение во сне кажется очень похожим на правду. В истории такое бывало неоднократно.
Мы все увидели и почувствовали в шествиях Бессмертного полка единство нашего народа. Единство, по моим ощущениям, совершенно мистическое. У меня из головы не выходит мысль о том, что шествия Бессмертного полка знаменуют нам возрождение русской нации к новой жизни. «Знаменуют», то есть символизируют. То есть одновременно и обозначают это возрождение, и являются этим возрождением.
Причем, подчеркну, здесь речь идет не просто об ощущении солидарности с героически погибшими предками, но и об ощущении солидарности между нами — ныне живущими русскими. Ощущения, если угодно, не просто единого чувства, но единой воли.
То есть, кажется, наша Победа спасла нас и возродила к новой жизни. Как писал в канун этого 9 мая писатель Олег Верещагин, преклонение перед Великой Победой оказалось единственной непобедимой твердыней нашего народа, которая осталась непоколебимой в позорные времена, когда все остальные наши крепости были сданы противнику. Причем, сданы в значительной мере, по нашей собственной вине. Поскольку предателями, открывавшими ворота осажденных крепостей врагу, были мы сами.
Совсем незадолго до годовщины нашей Победы армяне отмечали печальную дату — столетие Геноцида. И в этот день Армянская Апостольская Церковь приняла решение причислить к лику святых мучеников всех погибших в дни геноцида. Я надеюсь, что когда-нибудь и наша Церковь примет такое же решение обо всех погибших защищавших нас на Великой Отечественной.
Но основной пафос моего текста не сводится к этим вводным рассуждениям. Я хочу обратить внимание на два важнейших события, предшествовавших годовщине Великой Победы. 30 апреля в Преображенском храме Братского кладбища на Соколе был захоронен прах великого князя Николая Николаевича, главнокомандующего русской армией в годы Первой мировой войны. Или, как тогда выражались, в годы Второй Отечественной. Имея в виду под Первой Отечественной — войну 1812 года.
А 8 мая Святейший Патриарх Кирилл освятил восстановленный храм Преображения Господня на Преображенской площади в Москве. Наконец-то восстановлен полковой храм легендарного Преображенского полка, снесенный в годы так называемых «хрущевских гонений».
Все эти события имеют очень большое значение для будущего нашей страны и народа. Но они, сверх того, имеют очень большую значимость лично для меня. Во-первых, я с юности очень чувствителен к преображенской символике. Наверное, еще с тех пор, как я впервые услышал пастернаковское «вдруг кто-то вспомнил, что сегодня, шестое августа по-старому — Преображение Господне», у меня возникло стойкое чувство, что праздник Преображения и преображенские храмы имеют прямое отношение к лучшему будущему России и русского народа.
Во-вторых, я уже много лет участвую в борьбе за восстановление храма Преображения Господня на его историческом месте в Москве на улице Новаторов и в борьбе за увековечивание памяти русских воинов, захороненных на Братском кладбище в Москве на Соколе.
Общественная организация, в которой я состою — Русское общественное движение — по благословению Святейшего Патриарха входит в Совет православных общественных организаций при Синодальном отделе по взаимодействию Церкви и общества. Несколько лет назад, заполняя официальную анкету отдела о наших планах и деятельности, мы включили в нее три пункта — борьбу за восстановление Преображенского храма на улице Новаторов, защиту Братского кладбища и проведение благотворительных концертов в рамках литературно-музыкального проекта «Чаепитие по-московски».
«Чаепитие», благодаря усилиям своего бессменного руководителя Ильи Новикова, скоро отпразднует пятилетний юбилей. А вот с храмом на Новаторов и Братским кладбищем до недавнего времени все обстояло гораздо хуже. Но сегодня, после перезахоронения праха великого князя Николая Николаевича и восстановления храма на Преображенской площади, борьба за Братское кладбище, кажется, увенчалась окончательным успехом, и появились надежды на восстановление храма на улице Новаторов.
И, наконец, у меня присутствует третий личный мотив. Ситуация с Братским кладбищем напрямую связана с могилой Сергея Александровича Шлихтера. А с одной из ветвей семейства Шлихтеров я дружен уже много лет. С Зинаидой Сергеевной Устиновой, супругой Эрнеста Борисовича Шлихтера я подружился в 1975 году, что, кстати, совпадает с годом моего крещения.
Но это были мои личные смыслы и значимости. А все эти события, как я уже говорил, имеют общерусский, общенародный смысл. И совершенно понятно почему. Освящение Преображенского собора в канун Дня Победы означает подключение к мистическому единству нации, зримо явленному нам в шествиях Бессмертного полка по всей России и героев Преображенского полка, прославившихся в двухсотлетних войнах, которые Россия вела в восемнадцатом и девятнадцатом веках. И, разумеется, не только воинов-преображенцев, но и всех остальных русских героев, павших на поле брани.
Еще более явно символическое значение захоронения праха великого князя Николая Николаевича на Братском кладбище. Главнокомандующий желал быть захороненным, как он говорил и писал, «вместе с моими солдатами». И главнокомандующий российской армией в годы Первой мировой был захоронен в часовне на территории кладбища, где покоятся десятки тысяч героев Первой мировой.
Таким образом, в этих двух символических действиях мы видим реализацию призыва Александра Проханова, который он высказывает уже почти 30 лет — призыва к примирению красных и белых как к мистическому условию возрождения Великой России.
И Братское кладбище — идеальное место для реализации этого призыва. Оно было основано ровно 100 лет назад, в феврале 1915 года великой княгиней Елизаветой Александровной. Вдова московского генерал-губернатора, убитого пулей террориста-эсера Ивана Каляева, родная сестра императрицы, после смерти мужа посвятила себя благотворительности. Она занималась помощью сиротам из бедных семей и организацией благотворительного здравоохранения и образования для бедных.
В 1918 году она была убита большевиками вместе с другими великими князьями и княгинями. Уже будучи сброшенной в расстрельную яму, практически убитой, она пыталась перевязывать раны своим также уже практически убитым родственникам. Русская Церковь уже много лет как признала ее святой. Почитание преподобномученицы великой княгини Елизаветы весьма распространено среди русских православных.
Братское кладбище было основано Елизаветой Александровной, как и все остальные ее проекты, из ее личных средств. Оно было предназначено для захоронения умерших от ран солдат и офицеров. Рядом с будущим кладбищем находилось несколько крупных госпиталей, куда свозили раненых на Западном фронте по железной дороге. Среди русских воинских могил была специальная аллея захоронений сестер милосердия, павших на поле боя при защите раненых.
С самого начала на Братском кладбище хоронили не только русских солдат и офицеров, но и умерших от ран военнопленных солдат и офицеров германской и австро-венгерской армии, проходивших лечение в тех же госпиталях.
После революции на кладбище в братской могиле были захоронены защищавшие от большевиков московский Кремль юнкера и первые жертвы красного террора, включая признанного впоследствии Русской Церковью священномучеником настоятеля храма Василия Блаженного на Красной площади протоиерея Иоанна Восторгова. Все это, так сказать, «белая» история кладбища.
Но у Братского кладбища есть и «красная» история. Во-первых, на братском кладбище на Аллее Авиаторов хоронили в 20-е годы погибших при испытаниях военных летчиков, включая, кстати, и летчиков со знаменитого дирижабля, памятник которому стоит недалеко от Новодевичьего.
Но главная «красная» страница истории Братского кладбища — это история захоронения Сергея Александровича Шлихтера. Родители Сергея Шлихтера были старыми большевиками, близкими друзьями и соратниками Владимира Ленина.
Отец Сергея Шлихтера Александр Шлихтер был после революции краткое время наркомом продовольствия. По слухам, Ленин снял его с этой должности и заменил Цурюпой, потому что Шлихтер при реализации продразверстки «слишком мягко относился к крестьянам». Белоэмигрант князь Сергей Трубецкой писал в своих воспоминаниях: «Как хорошо, что у большевиков так мало людей, подобных Александру Шлихтеру по порядочности и благородству».
Понятно, что в семье Шлихтеров все были твердокаменными ленинцами. То есть в годы Первой мировой войны разделяли с Лениным пораженческую позицию. И, наверное, для родителей было немалым шоком, когда один из их сыновей, студент университета Сергей неожиданно заявил о том, что является оборонцем и патриотом и желает уйти добровольцем на фронт. До семейного разрыва дело не дошло. Как я уже говорил, старшие Шлихтеры были очень приличными и порядочными людьми. И, несмотря на идеологический конфликт, отпустили сына на фронт.
Сергей Шлихтер ушел на войну вольноопределяющимся. Служил братом милосердия. Был награжден офицерским Георгиевским крестом за вынос своих раненых товарищей с поля боя. Потом перешел в пехотную разведку. Был смертельно ранен во время Брусиловского прорыва. Похоронен на Братском кладбище. Родители поставили в начале двадцатых на его могиле памятник работы знаменитого скульптора Меркурова.
Назадолго до Великой Отечественной войны кладбище было закрыто и преобразовано в городской парк. Но большая часть могил не была осквернена. Каким-то чудом могила Сергея Шлихтера вместе с памятником уцелела. Возможно, оказали влияние родственные связи.
Но, так или иначе, через полвека, когда группа общественников-энтузиастов стала бороться за восстановление Братского кладбища, надгробие Сергея Шлихтера оказалось для ныне покойных Юрия Ульянина и Вадима фон Каульбарса важнейшим ориентиром при архивных изысканиях. Зная расположение могилы Шлихтера, они смогли восстановить точное расположение еще более чем трехсот захоронений.
Первый памятный крест поставили на Братском кладбище в конце 80-х годов. В 1998 году была построена и освящена Преображенская часовня и поставлено несколько памятных знаков. В 2004 был возведен мемориальный комплекс.
Почти 30 лет группа добровольцев вела борьбу за защиту Братского кладбища. Много раз удавалось предотвратить ликвидацию мемориального парка и возведение на его месте торгово-развлекательного комплекса. Я надеюсь, что захоронением праха великого князя Николая Николаевича и его супруги эта борьба успешно завершилась победой.
Хочу перечислить имена тех защитников Братского кладбища, о которых я знаю лично. Это уже упомянутые Юрий Ульяновский и Вадим фон Каульбарс, ныне здравствующие владыка Новосибирский Тихон, иеромонах Никон, Лев Гицевич, Андриан Афанасьев, Янис Бремзис, Леонид Ламм, мой одноклассник и друг детства Вольфганг Акунов и племянник Сергея Шлихтера Эрнест Шлихтер. Почти у всех участников этой инициативной группы родственники захоронены на Братском кладбище
Еще в 1917 году в Московской городской думе обсуждался вопрос о создании на Братском кладбище музея Мировой войны. Полагаю, что идеальным местом для такого музея является здание бывшего кинотеатра «Ленинград», тем более что это здание находится на территории Братского кладбища. Нынешний Мемориальный парк составляет по территории менее половины Братского кладбища.
Полагаю также, что в память основательницы кладбища Святой преподобномученицы Елизаветы давно пора поместить в одном из храмов или часовен Братского кладбища частицу ее мощей. И уж, как минимум, давно пора провести крестный ход с частицей ее мощей, ныне находящейся в также основанной Елизаветой Марфо-Марииинской обители, из обители на кладбище.
Вообще, должен сказать, что инициативная группа защитников Братского кладбища считает борьбу за сохранение Братского кладбища не просто защитой воинского захоронения и защитой памяти павших русских героев, но и борьбой за то примирение красных и белых русских, о котором я писал выше.
Панихиды памяти «всех воинов, здесь лежащих, живот свой за веру и отечество на поле брани положивших», регулярно проводящиеся как на самом кладбище, так и в находящемся поблизости храме Всех святых — это что-то совершенно потрясающее. Там я впервые почувствовал то мистическое чувство, которое сейчас ощутили миллионы участников и десятки миллионов зрителей шествий Бессмертного полка.
Не у одного меня возникало впечатление, как во время панихиды становятся видны захороненные на Братском кладбище русские герои, принимающие вместе с нами участие в поминальной молитве. Более того. Не один я, не знаю, как правильно сказать, видел или чувствовал, как у участвующих с нами в молитве павших героев в левой руке на локте находилась снятая фуражка. Можете считать всех нас сумасшедшими, но мы это действительно чувствовали.
Так что на примере Бессмертного полка Братского кладбища мы можем видеть, как мистическое возрождение русской нации через память о Великой Отечественной войне соединяется с восстановлением целостности русской исторической традиции, с восстановлением исторического единства русского народа как залогом строительства его великого будущего.
Эта наблюдаемая уже почти всем нашим народом мистика воссоединения есть пример того, что в свое время, уже полторы тысячи лет назад, преподобный Максим Исповедник назвал «синергией», то есть соработничеством, сотрудничеством Бога и человека. Бог свой шаг сделал. Теперь очередь за человеком.
Сегодня мы видим, как мистическое единение пронизывает почти весь наш народ. То, что с перестройки называли «русским молчаливым большинством» с рубежа веков стали называть «путинским большинством», а сейчас называют просто «86%" или «Крым наш». За прошедшие 30 лет это большинство почти не изменилось в своих чаяниях и пожеланиях.
Оно, в свое время, поддержало перестройку, но не как случившееся впоследствии разрушение страны, а как дополнение советского социального государства элементами рынка, демократии и прав человека, но, прежде всего, элементами русского национально-патриотического сознания.
Оно совершило ошибку, поддавшись на обаяние Ельцина, но быстро эту ошибку преодолело и исправило, отвергнув и до сих пор продолжая отвергать ельцинскую воровскую приватизацию и по сей день требуя защиты социального государства и торжества социальной справедливости, прежде всего, преодоления оскорбительного социально-экономического неравенства между честно трудящимся большинством и меньшинством приватизаторов вместе с их «креативной» обслугой.
Это большинство неоднократно выражало свое недовольство чрезвычайно преувеличенной иностранной трудовой миграцией и другими национальными проблемами.
Это большинство много лет поддерживает антизападные декларации внешней политики Владимира Путина, но при этом продолжает считать необходимыми элементы рынка, демократии и прав человека.
Это большинство испытало чувство восторга и мистического прозрения при воссоединении Крыма. Это большинство испытало еще более сильное чувство мистического единства в прошедшие дни 9 мая.
Уже сам факт возрождения нации и единство нации с властью, видное нам по участию Владимира Путина в московском шествии Бессмертного полка, делает возможным психологическое, и я прямо скажу, мистическое давление нашего народа на руководство нашей страны, и, прежде всего, на Президента России.
Но этого, на мой взгляд, недостаточно. Только если власти станет понятно, что народ поддерживает ее не безусловно, а за конкретные достижения, прежде всего, за воссоединение Крыма, станет возможно реальное возрождение страны.
Но для этого наш народ должен донести до нашей власти свою волю. Только если власть поймет, что шествия Бессмертного полка есть не просто выражения сентиментальных чувств к покойным родственникам, и даже не просто мистическое действие поминания усопших, как это делается на Радоницу, а, тем более, не выражение чувства благоговения народа перед властью, только тогда власть сможет стать властью подлинно народной.
Только когда власть под народным давлением поймет, что шествие Бессмертного полка есть реальное проявление единой воли нашего народа, воли, включающей в себя не только память о Великой Победе, но и вполне определенные требования по желаемому нашим народом будущего, требования социальные и национальные, в первую очередь, только тогда это будущее станет возможным. И мистическое возрождение нации станет основой возрождения вполне эмпирического и прагматического.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие как часовые.
Главным событием этого года, пожалуй, не менее значимым для нашего будущего, чем воссоединение Крыма, стало празднование 70-летнего юбилея Великой Победы. Многое тут сошлось воедино. И практически всенародное чувство солидарности потомков победителей, и внушительная демонстрация военной мощи на глазах преображающейся России, и столь же явственная демонстрация рождения нового глобального геополитического центра, альтернативного гегемонии союза США, Европы и Японии.
Но главным событием этого праздника, безусловно, явились шествия Бессмертного полка по всей России. И мы все почувствовали это со всей возможной определенностью. Так же, как почувствовали в прошлом году всенародную радость от воссоединения Крыма. В течение одного года, не знаю, бывало ли такое раньше в нашей истории, мы уже второй раз услышали голос самой Русской земли. Голос русского народа как мистической целостности, охватывающей в своем единстве ныне живущих с их мертвыми предками и еще не родившимися потомками.
Это пережитое нами совершенно фантастическое чувство почти не имеет аналогов. Вспоминаются разве что пьесы Габриэля Марселя, в которых дорогие покойники спокойно приходят в дом к своим ныне живущим родным и любимым и ведут с ними неспешные разговоры. Или, если взять уж совсем попсовый пример, многочисленные американские фильмы об общении живых с умершими, такие как «Привидение».
А если брать аналогии еще более мистические, то вспоминаются чудесные явления Божией Матери в Фатиме и Зейтуне или явления Ее чудотворных икон Владимирской и Казанской в давние времена.
И, кстати, рассказывают, что сама идея шествия Бессмертного полка пришла в голову ее автору во сне накануне 9 мая 2007 года, когда он увидел шествие жителей своего города с портретами погибших на войне предков. Не имею доказательств того, правда ли это, но мне лично такое мистическое откровение во сне кажется очень похожим на правду. В истории такое бывало неоднократно.
Мы все увидели и почувствовали в шествиях Бессмертного полка единство нашего народа. Единство, по моим ощущениям, совершенно мистическое. У меня из головы не выходит мысль о том, что шествия Бессмертного полка знаменуют нам возрождение русской нации к новой жизни. «Знаменуют», то есть символизируют. То есть одновременно и обозначают это возрождение, и являются этим возрождением.
Причем, подчеркну, здесь речь идет не просто об ощущении солидарности с героически погибшими предками, но и об ощущении солидарности между нами — ныне живущими русскими. Ощущения, если угодно, не просто единого чувства, но единой воли.
То есть, кажется, наша Победа спасла нас и возродила к новой жизни. Как писал в канун этого 9 мая писатель Олег Верещагин, преклонение перед Великой Победой оказалось единственной непобедимой твердыней нашего народа, которая осталась непоколебимой в позорные времена, когда все остальные наши крепости были сданы противнику. Причем, сданы в значительной мере, по нашей собственной вине. Поскольку предателями, открывавшими ворота осажденных крепостей врагу, были мы сами.
Совсем незадолго до годовщины нашей Победы армяне отмечали печальную дату — столетие Геноцида. И в этот день Армянская Апостольская Церковь приняла решение причислить к лику святых мучеников всех погибших в дни геноцида. Я надеюсь, что когда-нибудь и наша Церковь примет такое же решение обо всех погибших защищавших нас на Великой Отечественной.
Но основной пафос моего текста не сводится к этим вводным рассуждениям. Я хочу обратить внимание на два важнейших события, предшествовавших годовщине Великой Победы. 30 апреля в Преображенском храме Братского кладбища на Соколе был захоронен прах великого князя Николая Николаевича, главнокомандующего русской армией в годы Первой мировой войны. Или, как тогда выражались, в годы Второй Отечественной. Имея в виду под Первой Отечественной — войну 1812 года.
А 8 мая Святейший Патриарх Кирилл освятил восстановленный храм Преображения Господня на Преображенской площади в Москве. Наконец-то восстановлен полковой храм легендарного Преображенского полка, снесенный в годы так называемых «хрущевских гонений».
Все эти события имеют очень большое значение для будущего нашей страны и народа. Но они, сверх того, имеют очень большую значимость лично для меня. Во-первых, я с юности очень чувствителен к преображенской символике. Наверное, еще с тех пор, как я впервые услышал пастернаковское «вдруг кто-то вспомнил, что сегодня, шестое августа по-старому — Преображение Господне», у меня возникло стойкое чувство, что праздник Преображения и преображенские храмы имеют прямое отношение к лучшему будущему России и русского народа.
Во-вторых, я уже много лет участвую в борьбе за восстановление храма Преображения Господня на его историческом месте в Москве на улице Новаторов и в борьбе за увековечивание памяти русских воинов, захороненных на Братском кладбище в Москве на Соколе.
Общественная организация, в которой я состою — Русское общественное движение — по благословению Святейшего Патриарха входит в Совет православных общественных организаций при Синодальном отделе по взаимодействию Церкви и общества. Несколько лет назад, заполняя официальную анкету отдела о наших планах и деятельности, мы включили в нее три пункта — борьбу за восстановление Преображенского храма на улице Новаторов, защиту Братского кладбища и проведение благотворительных концертов в рамках литературно-музыкального проекта «Чаепитие по-московски».
«Чаепитие», благодаря усилиям своего бессменного руководителя Ильи Новикова, скоро отпразднует пятилетний юбилей. А вот с храмом на Новаторов и Братским кладбищем до недавнего времени все обстояло гораздо хуже. Но сегодня, после перезахоронения праха великого князя Николая Николаевича и восстановления храма на Преображенской площади, борьба за Братское кладбище, кажется, увенчалась окончательным успехом, и появились надежды на восстановление храма на улице Новаторов.
И, наконец, у меня присутствует третий личный мотив. Ситуация с Братским кладбищем напрямую связана с могилой Сергея Александровича Шлихтера. А с одной из ветвей семейства Шлихтеров я дружен уже много лет. С Зинаидой Сергеевной Устиновой, супругой Эрнеста Борисовича Шлихтера я подружился в 1975 году, что, кстати, совпадает с годом моего крещения.
Но это были мои личные смыслы и значимости. А все эти события, как я уже говорил, имеют общерусский, общенародный смысл. И совершенно понятно почему. Освящение Преображенского собора в канун Дня Победы означает подключение к мистическому единству нации, зримо явленному нам в шествиях Бессмертного полка по всей России и героев Преображенского полка, прославившихся в двухсотлетних войнах, которые Россия вела в восемнадцатом и девятнадцатом веках. И, разумеется, не только воинов-преображенцев, но и всех остальных русских героев, павших на поле брани.
Еще более явно символическое значение захоронения праха великого князя Николая Николаевича на Братском кладбище. Главнокомандующий желал быть захороненным, как он говорил и писал, «вместе с моими солдатами». И главнокомандующий российской армией в годы Первой мировой был захоронен в часовне на территории кладбища, где покоятся десятки тысяч героев Первой мировой.
Таким образом, в этих двух символических действиях мы видим реализацию призыва Александра Проханова, который он высказывает уже почти 30 лет — призыва к примирению красных и белых как к мистическому условию возрождения Великой России.
И Братское кладбище — идеальное место для реализации этого призыва. Оно было основано ровно 100 лет назад, в феврале 1915 года великой княгиней Елизаветой Александровной. Вдова московского генерал-губернатора, убитого пулей террориста-эсера Ивана Каляева, родная сестра императрицы, после смерти мужа посвятила себя благотворительности. Она занималась помощью сиротам из бедных семей и организацией благотворительного здравоохранения и образования для бедных.
В 1918 году она была убита большевиками вместе с другими великими князьями и княгинями. Уже будучи сброшенной в расстрельную яму, практически убитой, она пыталась перевязывать раны своим также уже практически убитым родственникам. Русская Церковь уже много лет как признала ее святой. Почитание преподобномученицы великой княгини Елизаветы весьма распространено среди русских православных.
Братское кладбище было основано Елизаветой Александровной, как и все остальные ее проекты, из ее личных средств. Оно было предназначено для захоронения умерших от ран солдат и офицеров. Рядом с будущим кладбищем находилось несколько крупных госпиталей, куда свозили раненых на Западном фронте по железной дороге. Среди русских воинских могил была специальная аллея захоронений сестер милосердия, павших на поле боя при защите раненых.
С самого начала на Братском кладбище хоронили не только русских солдат и офицеров, но и умерших от ран военнопленных солдат и офицеров германской и австро-венгерской армии, проходивших лечение в тех же госпиталях.
После революции на кладбище в братской могиле были захоронены защищавшие от большевиков московский Кремль юнкера и первые жертвы красного террора, включая признанного впоследствии Русской Церковью священномучеником настоятеля храма Василия Блаженного на Красной площади протоиерея Иоанна Восторгова. Все это, так сказать, «белая» история кладбища.
Но у Братского кладбища есть и «красная» история. Во-первых, на братском кладбище на Аллее Авиаторов хоронили в 20-е годы погибших при испытаниях военных летчиков, включая, кстати, и летчиков со знаменитого дирижабля, памятник которому стоит недалеко от Новодевичьего.
Но главная «красная» страница истории Братского кладбища — это история захоронения Сергея Александровича Шлихтера. Родители Сергея Шлихтера были старыми большевиками, близкими друзьями и соратниками Владимира Ленина.
Отец Сергея Шлихтера Александр Шлихтер был после революции краткое время наркомом продовольствия. По слухам, Ленин снял его с этой должности и заменил Цурюпой, потому что Шлихтер при реализации продразверстки «слишком мягко относился к крестьянам». Белоэмигрант князь Сергей Трубецкой писал в своих воспоминаниях: «Как хорошо, что у большевиков так мало людей, подобных Александру Шлихтеру по порядочности и благородству».
Понятно, что в семье Шлихтеров все были твердокаменными ленинцами. То есть в годы Первой мировой войны разделяли с Лениным пораженческую позицию. И, наверное, для родителей было немалым шоком, когда один из их сыновей, студент университета Сергей неожиданно заявил о том, что является оборонцем и патриотом и желает уйти добровольцем на фронт. До семейного разрыва дело не дошло. Как я уже говорил, старшие Шлихтеры были очень приличными и порядочными людьми. И, несмотря на идеологический конфликт, отпустили сына на фронт.
Сергей Шлихтер ушел на войну вольноопределяющимся. Служил братом милосердия. Был награжден офицерским Георгиевским крестом за вынос своих раненых товарищей с поля боя. Потом перешел в пехотную разведку. Был смертельно ранен во время Брусиловского прорыва. Похоронен на Братском кладбище. Родители поставили в начале двадцатых на его могиле памятник работы знаменитого скульптора Меркурова.
Назадолго до Великой Отечественной войны кладбище было закрыто и преобразовано в городской парк. Но большая часть могил не была осквернена. Каким-то чудом могила Сергея Шлихтера вместе с памятником уцелела. Возможно, оказали влияние родственные связи.
Но, так или иначе, через полвека, когда группа общественников-энтузиастов стала бороться за восстановление Братского кладбища, надгробие Сергея Шлихтера оказалось для ныне покойных Юрия Ульянина и Вадима фон Каульбарса важнейшим ориентиром при архивных изысканиях. Зная расположение могилы Шлихтера, они смогли восстановить точное расположение еще более чем трехсот захоронений.
Первый памятный крест поставили на Братском кладбище в конце 80-х годов. В 1998 году была построена и освящена Преображенская часовня и поставлено несколько памятных знаков. В 2004 был возведен мемориальный комплекс.
Почти 30 лет группа добровольцев вела борьбу за защиту Братского кладбища. Много раз удавалось предотвратить ликвидацию мемориального парка и возведение на его месте торгово-развлекательного комплекса. Я надеюсь, что захоронением праха великого князя Николая Николаевича и его супруги эта борьба успешно завершилась победой.
Хочу перечислить имена тех защитников Братского кладбища, о которых я знаю лично. Это уже упомянутые Юрий Ульяновский и Вадим фон Каульбарс, ныне здравствующие владыка Новосибирский Тихон, иеромонах Никон, Лев Гицевич, Андриан Афанасьев, Янис Бремзис, Леонид Ламм, мой одноклассник и друг детства Вольфганг Акунов и племянник Сергея Шлихтера Эрнест Шлихтер. Почти у всех участников этой инициативной группы родственники захоронены на Братском кладбище
Еще в 1917 году в Московской городской думе обсуждался вопрос о создании на Братском кладбище музея Мировой войны. Полагаю, что идеальным местом для такого музея является здание бывшего кинотеатра «Ленинград», тем более что это здание находится на территории Братского кладбища. Нынешний Мемориальный парк составляет по территории менее половины Братского кладбища.
Полагаю также, что в память основательницы кладбища Святой преподобномученицы Елизаветы давно пора поместить в одном из храмов или часовен Братского кладбища частицу ее мощей. И уж, как минимум, давно пора провести крестный ход с частицей ее мощей, ныне находящейся в также основанной Елизаветой Марфо-Марииинской обители, из обители на кладбище.
Вообще, должен сказать, что инициативная группа защитников Братского кладбища считает борьбу за сохранение Братского кладбища не просто защитой воинского захоронения и защитой памяти павших русских героев, но и борьбой за то примирение красных и белых русских, о котором я писал выше.
Панихиды памяти «всех воинов, здесь лежащих, живот свой за веру и отечество на поле брани положивших», регулярно проводящиеся как на самом кладбище, так и в находящемся поблизости храме Всех святых — это что-то совершенно потрясающее. Там я впервые почувствовал то мистическое чувство, которое сейчас ощутили миллионы участников и десятки миллионов зрителей шествий Бессмертного полка.
Не у одного меня возникало впечатление, как во время панихиды становятся видны захороненные на Братском кладбище русские герои, принимающие вместе с нами участие в поминальной молитве. Более того. Не один я, не знаю, как правильно сказать, видел или чувствовал, как у участвующих с нами в молитве павших героев в левой руке на локте находилась снятая фуражка. Можете считать всех нас сумасшедшими, но мы это действительно чувствовали.
Так что на примере Бессмертного полка Братского кладбища мы можем видеть, как мистическое возрождение русской нации через память о Великой Отечественной войне соединяется с восстановлением целостности русской исторической традиции, с восстановлением исторического единства русского народа как залогом строительства его великого будущего.
Эта наблюдаемая уже почти всем нашим народом мистика воссоединения есть пример того, что в свое время, уже полторы тысячи лет назад, преподобный Максим Исповедник назвал «синергией», то есть соработничеством, сотрудничеством Бога и человека. Бог свой шаг сделал. Теперь очередь за человеком.
Сегодня мы видим, как мистическое единение пронизывает почти весь наш народ. То, что с перестройки называли «русским молчаливым большинством» с рубежа веков стали называть «путинским большинством», а сейчас называют просто «86%" или «Крым наш». За прошедшие 30 лет это большинство почти не изменилось в своих чаяниях и пожеланиях.
Оно, в свое время, поддержало перестройку, но не как случившееся впоследствии разрушение страны, а как дополнение советского социального государства элементами рынка, демократии и прав человека, но, прежде всего, элементами русского национально-патриотического сознания.
Оно совершило ошибку, поддавшись на обаяние Ельцина, но быстро эту ошибку преодолело и исправило, отвергнув и до сих пор продолжая отвергать ельцинскую воровскую приватизацию и по сей день требуя защиты социального государства и торжества социальной справедливости, прежде всего, преодоления оскорбительного социально-экономического неравенства между честно трудящимся большинством и меньшинством приватизаторов вместе с их «креативной» обслугой.
Это большинство неоднократно выражало свое недовольство чрезвычайно преувеличенной иностранной трудовой миграцией и другими национальными проблемами.
Это большинство много лет поддерживает антизападные декларации внешней политики Владимира Путина, но при этом продолжает считать необходимыми элементы рынка, демократии и прав человека.
Это большинство испытало чувство восторга и мистического прозрения при воссоединении Крыма. Это большинство испытало еще более сильное чувство мистического единства в прошедшие дни 9 мая.
Уже сам факт возрождения нации и единство нации с властью, видное нам по участию Владимира Путина в московском шествии Бессмертного полка, делает возможным психологическое, и я прямо скажу, мистическое давление нашего народа на руководство нашей страны, и, прежде всего, на Президента России.
Но этого, на мой взгляд, недостаточно. Только если власти станет понятно, что народ поддерживает ее не безусловно, а за конкретные достижения, прежде всего, за воссоединение Крыма, станет возможно реальное возрождение страны.
Но для этого наш народ должен донести до нашей власти свою волю. Только если власть поймет, что шествия Бессмертного полка есть не просто выражения сентиментальных чувств к покойным родственникам, и даже не просто мистическое действие поминания усопших, как это делается на Радоницу, а, тем более, не выражение чувства благоговения народа перед властью, только тогда власть сможет стать властью подлинно народной.
Только когда власть под народным давлением поймет, что шествие Бессмертного полка есть реальное проявление единой воли нашего народа, воли, включающей в себя не только память о Великой Победе, но и вполне определенные требования по желаемому нашим народом будущего, требования социальные и национальные, в первую очередь, только тогда это будущее станет возможным. И мистическое возрождение нации станет основой возрождения вполне эмпирического и прагматического.
Похожие темы
» Видеосюжет поминовение Юнкеров и акция Бессмертный полк Братского кладбища.
» 11-го ноября проведут Акцию Памяти "Бессмертный полк Братского кладбища" и откроют надгробную плиту.
» 11 НОЯБРЯ: поминовение Юнкеров и Акция "Бессмертный полк Братского кладбища героев Первой Мировой войны".
» Судьба Братского военного кладбища героев Первой мировой войны на Соколе в Москве.
» Во Всехсвятском храме прошла акция Бессмертный полк Братского кладбища героев Первой мировой войны.
» 11-го ноября проведут Акцию Памяти "Бессмертный полк Братского кладбища" и откроют надгробную плиту.
» 11 НОЯБРЯ: поминовение Юнкеров и Акция "Бессмертный полк Братского кладбища героев Первой Мировой войны".
» Судьба Братского военного кладбища героев Первой мировой войны на Соколе в Москве.
» Во Всехсвятском храме прошла акция Бессмертный полк Братского кладбища героев Первой мировой войны.
БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ ВОИНОВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И МЕМОРИАЛЫ НА СОКОЛЕ. :: Ваша первая категория :: Мемориалы героям и жертвам Первой мировой и Гражданской войн на Братском кладбище, некрополи у Храма Всех Святых и на кладбище "Арбатец".
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения